О новой позиции Министерства здравоохранения РФ
в отношении качества и безопасности
оказания медицинской помощи в России
В издании «Российская Газета неделя» за 8–14 августа сего года опубликована знаменательная беседа корреспондента с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой и председателем Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальей Стадченко («Здоровье не купишь»: https://www.rg.ru/2013/08/08/zdorovie.html).
Руководители отечественного здравоохранения высказали новаторские идеи относительно повышения качества и безопасности медицинского обслуживания в стране. Эти идеи созвучны проекту фонда «Медэкспертзащита» по созданию системы персональной защиты пациентов, предупреждающей причинение им необоснованного физического и морального вреда, а также финансового ущерба в ходе медицинского обслуживания («Манифест», «Если бы я был министром здравоохранения…»).
Озвученный подход, безусловно, воспринят нами с удовлетворением. Мы рады, что линия, перспективная для мирового здравоохранения и крайне насущная для здравоохранения отечественного, развивается теперь не только отдельной общественной организацией, но и на государственном уровне.
Сопоставляя идеи, изложенные в интервью, и нашу концепцию, мы фиксируем у них ряд отличительных особенностей. Эти особенности касаются механизмов реализации заботы о пациентах, а также используемых понятий. В частности, субъектом защиты интересов пациентов, по мнению министра здравоохранения РФ и председателя ФОМС, должны явиться страховые организации, которым эта миссия не чужда, но доселе осуществлялась ими слабо: «Страховые компании выступают сейчас, скорее, как посредники между клиникой и пациентом, как кассиры, которые только переводят деньги поликлиникам и больницам, а за качеством их работы не следят». В проекте же Фонда помощь пациентам осуществляют их законные представители («здравоохранители»), логика деятельности которых, пожалуй, не сводима к логике аналогичной деятельности страховых компаний (см., например, «Медэкспертзащита и ОМС»). В целом защита интересов пациентов, очерчиваемая руководителями отечественного здравоохранения, может позиционироваться как «медико-организационная», тогда как в проекте Фонда — преимущественно «медико-правовая». Дело в том, что мы целенаправленно рассматриваем проблематику повышения качества и безопасности медицинского обслуживания россиян в правовой плоскости (в плоскости поддержания установленного в государстве правопорядка). Недаром наши специалисты склонны повторять, что если предусмотренные российским законодательством права пациентов (шире — потребителей медицинских услуг) будут работниками медицинских организаций исправно соблюдаться, то количество пациентских проблем сократится разительным образом.
Оставляя рассмотрение деталей, подытожим, что нынешним летом в нашем государстве намечен курс на персональную защиту пациентов от возможных для них неприятностей в процессе оказания им медицинской помощи. С нашей точки зрения, это благодатнейшее начинание. Желаем ему успеха и выражаем готовность активно ему содействовать !