БЛАГО —
любое полезное действие,
не причиняющее вред
«МЕДЭКСПЕРТЗАЩИТА»
Межрегиональный  общественный  фонд  потребителей

ПРОЕКТ  ПО  ЗАЩИТЕ  ЖИЗНИ  И  ЗДОРОВЬЯ  РОССИЙСКИХ  ПАЦИЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЯ




Общий  порядок  действий
законного  представителя  пациента
по  защите  жизни  и  здоровья  пациента  (здравоохранителя)
в  ходе  медицинского  обслуживания


1. Человек заключает с защитной организацией («медэкспертзащитой») договор о его персональном медико-правовом сопровождении в ходе его медицинского обслуживания. Договор включает в себя объективизацию физического состояния человека на момент обращения в медэкспертзащиту.

2. Человек уполномочивает предоставляемого ему медэкспертзащитой законного представителя* представлять его интересы и защищать его права в ходе медицинского обслуживания посредством выдачи этому специалисту соответствующей доверенности.

3. При первом визите человека в медицинскую организацию его законный представитель («здравоохранитель») знакомит главного и лечащего врачей со своими полномочиями, изложенными в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в выданной ему пациентом доверенности, а также при необходимости — с законодательно установленными правами пациента.

4. Законный представитель пациента разъясняет главному и лечащему врачам, что его миссия — предупредительная защита жизни и здоровья его подопечного — предполагает преимущественно не наблюдение за лечебно-диагностическими действиями работников медучреждения, но контроль текущего состояния здоровья пациента, анализ получаемой от врача информации о ходе его диагностирования и лечения, а также контроль за соблюдением при этом его прав.

5. Сопровождая пациента в целях сохранения его жизни и здоровья, законный представитель действует на основе российского законодательства таким образом, чтобы совместно с медицинскими работниками, не ущемляя их прав и интересов, обеспечивать соблюдение в ходе медобслуживания прав пациента — в первую очередь, права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и права на получение медицинской помощи надлежащего качества.

На этом пути законный представитель пациента (здравоохранитель):

  • контролирует соблюдение медицинскими работниками всех законодательно установленных прав пациента, в случае необходимости призывает их к соблюдению (требует соблюдения) этих прав;
  • осуществляет от имени пациента общение с медицинскими работниками по любым вопросам обслуживания своего подопечного;
  • детально обсуждает с лечащим врачом текущие результаты и перспективы лечебно-диагностического процесса;
  • оговаривает (при необходимости — оформляет письменно) предварительное информированное добровольное согласие пациента на любое медицинское вмешательство или его отказ от такового;
  • получает в устной и/или письменной форме необходимую достоверную информацию, отражающую состояние здоровья пациента (в частности, знакомится с относящейся к пациенту медицинской документацией, оценивая её полноту и правильность; собирает заверенные лечащим врачом копии интересующих его документов);
  • осуществляет текущую оценку состояния здоровья пациента по мере реализации лечебно-диагностических мероприятий;
  • присутствует при некоторых доступных для наблюдения лечебно-диагностических процедурах — в случае, если пациент попросит его об этом или если процедуры носят предельно ответственный характер;
  • инициирует проведение в сложных и сомнительных ситуациях диагностирования и лечения пациента медицинских консультаций и консилиумов для определения наилучшего плана лечебно-диагностических действий;
  • следит за тем, чтобы услуги по линии обязательного медицинского страхования в рамках гарантированного государством объёма медицинской помощи оказывались пациенту бесплатно, выясняет причины назначения пациенту платных лечебно-диагностических процедур и контролирует порядок их оплаты;
  • морально-психологически поддерживает пациента, его родных и близких;
  • инициирует необходимые юридические мероприятия в случае противодействия законным требованиям пациента (требованиям его законного представителя).

6. Деятельность законного представителя пациента служит предупреждению следующих распространённых нарушений прав пациента в ходе медицинского обслуживания:

  • неполучение от пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
  • отказ в предоставлении пациенту полной и достоверной информации о ходе лечебно-диагностического процесса, о состоянии его здоровья;
  • отказ в предоставлении пациенту копий интересующих его медицинских документов;
  • отказ пациенту в предоставлении консультаций врачей-специалистов для уточнения состояния его здоровья и пути его дальнейшего диагностирования и лечения;
  • необоснованное ограничение для пациента базового объёма медицинской помощи по линии обязательного медицинского страхования;
  • навязывание пациенту дорогостоящих лечебно-диагностических процедур и медикаментов при наличии более дешевых альтернативных вариантов;
  • неуважительное отношение к пациенту, его оскорбление, унижение.

7. Действия законного представителя пациента при нарушении прав его подопечного в ходе медицинского обслуживания:

  • аргументированное информирование медицинских работников в переговорах с ними о нарушенных ими правах пациента, напоминание им о необходимости соблюдения данных прав, о соответствующих обязанностях врача; убеждение медработников оперативно выполнить законные требования пациента по соблюдению его прав;
  • в случае безуспешности напоминаний медицинским работникам о необходимости соблюдения ими прав пациента обращение от его имени (при необходимости — с помощью юристов медэкспертзащиты) с устным или письменным требованием о нормализации обслуживания к главному врачу медицинского учреждения или в страховую медицинскую организацию, в которой пациент застрахован;
  • в случае отсутствия положительного решения по соблюдению в ходе медицинского обслуживания прав пациента оформление (при необходимости — с помощью юристов медэкспертзащиты) заявления в Фонд «Медэкспертзащита» и/или в Роспотребнадзор для проведения ими соответствующей надзорной проверки медучреждения;
  • инициирование обращения медэкспертзащиты с исковым заявлением в суд о нарушении прав пациента в ходе его медицинского обслуживания с целью присуждения пострадавшему соответствующих компенсаций, а также наказания медработников, упорствующих в противоправной, вредной для жизни и здоровья пациента деятельности.


* На практике защитная организация может предоставлять человеку не одного, а двух и более законных представителей (здравоохранителей).