Об эффективной системе защиты
жизни и здоровья пациентов
Четыре года назад мы сопоставляли проектируемую систему медэкспертзащиты с системой обязательного медицинского страхования в рамках общего видения нами защиты жизни и здоровья пациентов в России: https://medadvokatura.ru/organization/medexpertzashita
Весь этот материал сегодня остаётся в силе. Представляем лишь с высоты прошедших лет два к нему комментария.
1
В обсуждении нашего предложения иногда возникает вопрос: не оказывается ли «перегруженным» то поле, в котором находятся пациенты, ведь получается, что помимо непосредственно работающих с ними медицинских организаций («врачи»), их судьбой занимаются страховые медицинские организации (страховые компании, «страховщики») и защищающие их законные представители пациента («здравоохранители»). Между тем, страховые компании также должны защищать права и интересы пациентов, отвечать за качество и безопасность оказываемой им медицинской помощи.
Согласимся, что определённая перегруженность имеет место, при этом задумаемся о роли страховых медицинских организаций в деле обеспечения россиян бесплатной медицинской помощью.
Во-первых, на деле защита пациентов страховыми компаниями не слишком эффективна. Ведь в ходе оказания пациенту медицинской помощи представители страховой компании не находятся рядом с ним, не готовы предупреждать причинение ему необоснованного физического и морального вреда. В случае же обращения пациента в страховую медицинскую организацию с теми или иными претензиями относительно медицинского обслуживания, её представители склонны, в первую очередь, отслеживать не столько детали лечебно-диагностического процесса, сколько факт выполнения для пациента страхового обеспечения в надлежащем объёме и, кстати, уточнять, не превышен ли этот объём…
Во-вторых, относительно страховых компаний в нашем обществе постепенно вызрел вопрос: а нужны ли они — шире: система обязательного страхования — вообще? Для чего держать между государством и гражданами посредническую инстанцию, имеющую свои корпоративные коммерческие интересы? Предлагаем ознакомиться с некоторыми животрепещущими материалами на этот счёт:
https://www.insur-info.ru/press/112443/
https://vdoskov.livejournal.com/52646.html
https://rifoms.ru/novosti/novosti-tfoms-ri/deputaty-gosdumy-podvergli-kritike-rabot.html
2
Уровень качества и безопасности оказываемой россиянам медицинской помощи в текущие годы, увы, не повышается, а, возможно, понижается. Руководство страны задумывается о его повышении и предпринимает некоторые шаги в этом направлении. В отношении системы ОМС общий вектор здесь такой: об упразднении страховых компаний речь не идёт, однако они должны быть «ближе» к пациентам, оперативно откликаться на их жалобы относительно оказываемой им медицинской помощи, успешно исправлять возникающие неблагоприятные ситуации. При этом желаемый образ представителей страховых компаний напоминает проектируемую нами фигуру законного представителя пациента в системе общественной предупредительной медико-правовой защиты жизни и здоровья пациентов:
https://medadvokatura.ru/news19
https://medadvokatura.ru/news23
https://rifoms.ru/novosti/novosti-tfoms-ri/deputaty-gosdumy-podvergli-kritike-rabot.html