От законного представителя пациента —
к здравоохранителю
Социальный проект фонда «Медэкспертзащита» находится сегодня на новой ступени развития. До настоящего времени в проекте речь шла о предупредительной медико-правовой защите пациентов их законными представителями от причинения пациентам необоснованного вреда в ходе медицинского обслуживания. Ныне здравоохранительная концепция Фонда становится более фундаментальной и одновременно менее «острой». Этому способствовало обсуждение начинания Фонда, которое происходило (с опорой на данный сайт) среди общественности и внутри Фонда. Сейчас мы кратко представляем нашу обновлённую позицию; более подробно она будет отражена несколько позже, во второй редакции Манифеста фонда «Медэкпертзащита». Если у Вас возникнут какие-либо соображения по данному материалу, они будут для нас очень важны — пишите, заранее благодарим !
——
Фонд «Медэкспертзащита» предлагает расширить функции законного представителя пациента, о котором говорилось в проекте Фонда прежде, и назвать нового деятеля «здравоохранитель». Здравоохранитель — это специалист по оказанию людям медико-организационной помощи. Он должен иметь медицинское образование и врачебный опыт, но действовать вне непосредственно лечебно-диагностического процесса.
Здравоохранитель призван обслуживать («опекать», «курировать») некоторого человека или группу людей (клиента) согласно его (их) желанию, помогая ему (им) заботиться о своём здоровье, в частности, эффективно взаимодействовать с медицинской сферой. Данная социальная роль обусловлена тем, что медицинская сфера относится к числу таких областей жизнедеятельности, которые 1) относительно сложны, требуют для успешного ориентирования в них компетентности, профессионализма, 2) непосредственно влияют на жизнь и здоровье человека, и потому цена ошибки в них зачастую высока.
Миссия здравоохранителя напоминает — в большей или меньшей мере — миссию персонального (семейного, корпоративного) врача, юриста, советника, консультанта, менеджера (у людей творческих профессий) и др.
Основные задачи здравоохранителя.
- о правилах здорового образа жизни;
- о значении профилактических здравоохранительных (в том числе — медицинских) мероприятий;
- о случающихся с подопечным заболеваниях, подходах к их лечению,
- о правах пациента;
- об особенностях взаимодействия пациента с медицинскими работниками в целях соблюдения ими пациентских прав и качественного осуществления лечебно-диагностического процесса.
- альтернативного (по отношению к осуществляемому врачами и здравоохранителем) информирования по вопросам здоровья и медицины;
- необходимых медицинских мероприятий (профилактических и при заболеваниях);
- предупредительной защиты от причинения необоснованного вреда в ходе медицинского обслуживания, а также компенсационной защиты в случае причинения данного вреда.
Таким образом, здравоохранитель — это своеобразный «телохранитель» человека, в частности, его «провожатый» в медицинской сфере. Ведь медицина, принося людям неоценимую пользу, способна тревожить их своей профессиональной закрытостью, монологичностью и на фоне этого иногда причинять им необоснованный физический и моральный вред, а также финансовый ущерб. Миссия здравоохранителя характеризуется следующими принципиальными моментами.
1. Здравоохранитель относительно длительно, тесно взаимодействует с подопечным. Тем самым он оказывается для него более прозрачным в своих деловых и человеческих качествах, чем специалисты, обслуживающие человека эпизодически или однократно.
2. Имея врачебный опыт, здравоохранитель знает медицину «изнутри», но в то же время не выступает непосредственно врачом. Вследствие этого он лишён нередко свойственной врачам «пристрастности» в отношении необходимого для пациента (в данном случае — его подопечного) лечебно-диагностического процесса. Такая пристрастность выражается в том, что врачи склонны работать с пациентом или «побольше» — ради получения соответствующего дохода (коммерческая медицина), или, наоборот, «поменьше» — ради экономии собственных сил (государственная медицина). На этой волне они характерным образом перехватывают у пациента инициативу в принятии решений относительно адресованных ему лечебно-диагностических мероприятий. В отличие от этого здравоохранитель по долгу службы напрямую заинтересован в укреплении жизни и здоровья своего подопечного и стремится достичь этого организацией адекватных лечебно-диагностических мероприятий, решение об осуществлении (неосуществлении) которых всегда принимает исключительно обслуживаемый им человек. Отсюда важной задачей здравоохранителя является представление подопечному относительно обширного спектра возможных вариантов действия в отношении своего здоровья.
Итак, проект фонда «Медэкспертзащита» отныне предполагает организацию в России системы медико-организационной помощи её жителям, осуществляемую специалистами-здравоохранителями.
Слово «здравоохранитель» точно выражает заложенный в него смысл персонализированной охраны жизни и здоровья человека, не обязательно пациента. В русскоязычной среде слово «здравоохранитель» используется мало — в основном, для обозначения представителей государственной системы здравоохранения в той или иной стране, причём большей частью — с иронией — в отношении отечественных чиновников. Таким образом, Фонд вкладывает в слово «здравоохранитель» новый смысл и приглашает к использованию данного слова в этом социально-важном ключе.
Что же касается предшествующей версии проекта Фонда, то медико-правовая защита пациента его законным представителем в ходе медицинского обслуживания предстаёт частным случаем оказываемой человеку медико-организационной помощи, а законный представитель пациента — тем амплуа, в котором иногда выступает здравоохранитель.